- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
- состояния, вызванные переживанием человека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. тесно связаны с индивидуальной семантической значимостью поступающей к человеку информации и являются как бы коррекцией, вносимой человеком в ответ, определяемый только информационной структурой раздражителя. Напр., можно установить закономерное усиление Э. с. по мере возрастания цены решения. Это положение определяет и связь Э. с. с наиболее общими функциональными состояниями оператора (адекватная мобилизация и динамическое рассогласование) и.с рядом внутренних характеристик личности, напр., уровнем тревожности, который сказывается на придаваемых значениях индивидуальной (субъективной) семантической значимости. Из этого следует, что любой вид сознательной человеческой деятельности всегда в той или иной мере связан с развитием Э. с. При изучении Э. с. следует различать две его формы — эмоциональное напряжение и эмоциональную напряженность. Эмоциональное напряжение характеризует степень мобилизации функций организма для наиболее успешного выполнения той или иной деятельности и связано с волевым актом, направленным на эту деятельность, т. е. оно характеризует ту степень эмоциональных сдвигов, которые обуславливают наиболее полное развитие состояния адекватной мобилизации. В тех случаях, когда наступает динамическое рассогласование между объективной значимостью ситуации и ее субъективной оценкой и появляются связанные с этим отрицательные изменения в двигательных и психических функциях, наступает состояние эмоциональной напряженности. При этом наблюдается и снижение ряда психических функций. Этот вид Э. с. в ряде случаев в малой степени направлен на выполнение трудовой деятельности; большой удельный вес в нем могут занимать реакции защиты организма. Момент перехода эмоционального напряжения в эмоциональную напряженность определяет эмоциональную устойчивость. Следующее качество — эмоциональная возбудимость — определяет быстроту развития того или иного Э. с, т. е. это качество очень близко к тому, которое характеризует эмоциональную устойчивость.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.